Общие принципы современной классификации гражданских морских судов
Морское судно – сложное плавучее инженерное сооружение, предназначенное для транспортировки грузов, перевозки пассажиров, подводной добычи нерудных полезных ископаемых, дноуглубительных работ, научно-исследовательских экспедиций, ведения водного промысла, выполнения военных задач и других целей.
Общая классификация современных гражданских морских судов осуществляется по целому ряду основных параметров:
По способу передвижения
Суда классифицируются на:
1. Несамоходные, разделяемые в свою очередь на:
- Буксируемые. В движение приводятся путем тяги, которая осуществляется с помощью судов, тракторов, лебедок и других устройств. К ним относят стояночные и стационарные плавсредства, баржи, лихтеры, канатные паромы и шаланды.
- Сплавные. Предназначены для транспортировки срубленного леса или грузов по реке. Преимущественно строятся в верховьях рек, после чего сплавляются вниз с грузом, где после разгрузки разбираются на дрова.
- Дрейфующие.
2. Самоходные – приводятся в движение собственными силовыми установками и способны перемещаться на значительные расстояния. Здесь не учитываются суда, которые используют эти установки для перемещения на короткие расстояния или для увеличения маневренности при буксировке (подруливающие устройства).
По району плавания
Суда предназначаются:
1. Для внутренних водных путей – ходят исключительно по внутренним водным путям, таким как реки, каналы, озера и водохранилища.
2. Для смешанного река-море плавания – эксплуатируются как на реке, так и в море для транспортировки грузов между речными и морскими портами без дополнительных разгрузок-погрузок.
3. Для морских и океанических вод. Эта категория имеет свои типы районов плавания:
- Категория 0 – район плавания без ограничений.
- Категория I (ограниченный район) – максимальная высота волны восемь с половиной метров и удаленность от места убежища не более двухсот морских миль.
- Категория II (ограниченный район) – максимальная высота волны семь метров и удаленность от места убежища не более ста морских миль.
- Категория II СП (ограниченный район смешанного плавания) – максимальная высота волны шесть метров, удаленность от места убежища:
- Не более пятидесяти морских миль в открытых морях и дистанция между местами убежища не более ста морских миль.
- Не более ста морских миль в закрытых морях и дистанция между местами убежища не более двухсот морских миль.
- Категория III СП (ограниченный район смешанного плавания) – для судов, осуществляющих портовое, рейдовое и прибрежное плавание. Высота волны не более трех с половиной метров, максимальная удаленность от убежища – пятидесяти морских миль.
4. Для ледовых условий – существуют специальные категории (ледовый класс) для судов, самостоятельно плавающих в сплошном и битом льду.
По типу главного двигателя
Суда классифицируются на:
1. Турбоходы – роль главного двигателя выполняют паровые турбины.
2. Газотурбоходы – главным двигателем являются газовые турбины.
3. Теплоходы – главной силовой установкой служит двигатель внутреннего сгорания.
4. Электроходы – главным движителем является гребной электромотор, для которого дизель- или турбогенератор вырабатывают электрический ток.
5. Атомоходы – оснащены атомным реактором, энергия которого преобразуется в пар в парогенераторе и приводит в движение паровую турбину.
По назначению
Суда принято делить по принадлежности к тому или иному флоту:
1. Транспортный флот предназначен для грузовых, пассажирских и грузопассажирских перевозок.
2. Промысловый флот используется для добычи морепродуктов и разработки органических полезных ископаемых в морях и океанах.
3. Технический флот оснащен специализированным оборудованием для выполнения работ по улучшению и поддержанию оптимальных условий эксплуатации других плавсредств (дноуглубительные снаряды, плавучие доки и краны, кабельные суда и плавучие мастерские).
4. Служебно-вспомогательный флот обеспечивает материально-техническое снабжение и разностороннюю поддержку всех флотов (ледоколы, буксиры, суда-снабженцы буровых и добывающих платформ, патрульные, лоцманские, пожарные, спасательные, водолазные и другие суда).
Судно идет в районе шторма. Видео
Контейнеровоз Maersk Triple-E на ходовых испытаниях. Видео
Крупным планом
Дополнительная информация
Мощные погружные, полупогружные и поверхностные балластные насосы для судовых систем и плавучих доков