Общие правила группировки и классификации современных грузовых судов морского флота по назначению
Грузовое судно – высокотехнологичное самоходное плавучее сооружение для перевозки различных грузов, товаров и материалов из одного порта в другой и не относящееся к пассажирскому классу.
Как правило, каждое такое судно оборудовано кранами или другими специализированными механизмами для обеспечения самостоятельного процесса погрузки и выгрузки, имеет в основе цельносварную стальную конструкцию и срок эксплуатации до списания 25 - 30 лет.
Общая классификация современных морских грузовых судов по назначению производится в зависимости от типа перевозимого ими груза и включает три основные группы:
Каждая из этих групп имеет две подгруппы:
- Карголайнеры (cargoliner) – эксплуатируются на одной или нескольких линиях по точному расписанию;
- Трампы (tramp vessel) – перевозят грузы по мере поступления заказов без конкретного расписания.
Сухогрузы
Являются самой многочисленной группой и составляют почти 80% от всего числа судов. По типу их разделяют на балкеры, универсальные и специализированные сухогрузы (контейнеровозы, лихтеровозы, ролкеры, рефрижераторы, лесовозы и другие).
Балкеры (bulker/ bulk carrier) или суда для навалочных грузов (балкериеры) применяются для транспортировки сыпучих грузов навалом в трюмах (без тары): угля, цемента, руды и рудных концентратов, химических удобрений, сахара, зерна.
Балкеры подразделяют на узкоспециализированные (зерновозы – grain ship, углевозы – coal vessel, рудовозы – ore-carrier) и универсальные, которые предназначены для транспортировки всевозможных сыпучих грузов.
Универсальные сухогрузы (universal cargo ship) используются для перевозки упакованных в ящиках, тюках, бочках, кипах или в отдельно отведенных местах грузов, автомашин, металлоконструкций и тому подобное. Это возможно благодаря большому количеству трюмов и специальным бортовым грузовым устройствам.
Специализированные сухогрузы (specialized cargo ship):
- Контейнеровозы (containership) – специализированные, максимально автоматизированные суда, транспортирующие грузы в контейнерах, масса которых при полной загрузке может достигать 40 тонн, классифицируются по грузоподъемности и вместимости. До недавнего времени самыми крупными были контейнеровозы класса “Triple E” (грузоподъемность – 18200 контейнеров), но весной 2014 года компания CSCL заказала 4 контейнеровоза класса “Post-Triple E” (грузоподъемность – 21000 контейнеров), первый из которых был спущен на воду в январе 2015 года.
- Лихтеровозы (lighter carrier, lighter aboard ship – LASH) – специализированные суда, которые перевозят грузы в специальных баржах – лихтерах, чаще всего используются для доставки грузов в мелководные и необорудованные порты, где большие теплоходы просто не смогут подойти к причалу из-за глубокой осадки.
- Ролкеры (Roll-on/ Roll-off ship) – накатные суда типа Ro-Ro имеют главную техническую особенность – горизонтальный способ погрузки и выгрузки, применяются чаще всего для транспортировки различной колесной техники. Преимущество ролкеров заключается в быстрой грузообработке, для которой не требуются краны. Автомобили самостоятельно заезжают и выезжают с палубы судна по аппарелям.
- Рефрижераторы (refrigerator ship) – суда, трюмы которых оснащены охлаждающими установками для обеспечения возможности перевозок скоропортящихся грузов. Среди моряков они называются “банановозами”.
- Лесовозы (wood cargo/ timber carrying vessel) – суда, переназначенные для перевозки бревен деревьев и пиломатериалов в упаковках и россыпью.
Наливные суда
Включают в себя танкеры, предназначенные для транспортировки нефтепродуктов, сырой нефти, воды и других жидких грузов, химовозы для перевозки ядовитых химикатов и газовозы для транспортировки сжиженного природного и нефтяного газа (LPG - liquefied petroleum gas).
Танкеры (tanker) – однопалубные суда для наливных продуктов, на грузовой палубе которых расположено множество насосов и труб для закачки и откачки груза в специальные танки (отсеки). В трюмах танкеров установлены продольные и поперечные переборки, образующие отсеки для налива, часть из них предназначена для водяного балласта, который обязательно берется на борт при следовании на пустом ходу без груза.
Газовозы (liquefied gas carrier/ tanker) применяются для транспортировки сниженных газов, таких как азот, метан, пропан, бутан, аммиак и других. Их закачивают в специально установленные вкладные цистерны, которые в отличие от танков на танкерах не являются частью корпуса.
В зависимости от типа газа устанавливаются различные виды цистерн: цилиндрические горизонтальные или вертикальные, прямоугольные или сферические. Загрузка и выгрузка осуществляется по специальной системе насосов, компрессоров и трубопроводов.
На газовозах огромное внимание уделяется противопожарной безопасности. Компьютеризированная сигнализационная система ведет постоянный мониторинг состава воздуха в системе вентиляции для предотвращения образования опасных газовых соединений.
Химовозы (chemical carrier/ tanker) предназначены для перевозки расплавленных и жидких высокотоксичных химических веществ опасных для окружающей среды, которые загружаются во вкладные танки, изготовленные из коррозионностойких и инертных для груза материалов.
Комбинированные суда
Имеют многоцелевое назначение, одновременно перевозят наливные и навалочные грузы в разных направлениях, снижая риск обратного следования в балласте, подразделяются на нефтерудовозы, нефтенавалочники, нефтенавалочники-рудовозы:
Нефтерудовозы типа ОО (Ore/Oil carier) предназначены для одновременной транспортировки нефти и руды. В узкие центральные трюмы загружают руду, а в бортовые танки – нефть. Данный тип является наиболее старым из комбинированных судов.
Нефтенавалочники типа ОБ (Oil/Bulk carrier) используются для перевозки нефти и относительно легких навалочных грузов. Руду данный класс перевозить не может. Навалочные грузы размещаются в центральных трюмах, а нефть в бортовых танках и центральных трюмах.
Нефтенавалочники-рудовозы типа ОБО (Oil/Bulk/Ore carrier) используются для перевозки нефти, относительно легких навалочных грузов и руды, являются самими современными в своем классе. Специальная конструкция позволяет перевозить все эти грузы в одних и тех же грузовых отсеках.
Крупнотоннажный балкер Tian Zhu Feng в штормовых водах Атлантики. Видео
Ролкер - автомобилевоз TYSLA на подходе к порту Саванна. Видео
Крупным планом
Дополнительная информация
Топливные, масляные, циркуляционные насосы для судовых систем